Второй генератор. Почти электростанция :). Часть 1.

Второй генератор. Почти электростанция :). Часть 1.

Генератор от тииды

И так начнем пожалуй!
Все биговоды с дизельным двигателем очень хорошо осведомлены каким гемороем является родной генератор. Лично я не раз его чинил, менял, снимал/ставил. В общем напрыгался вокруг него и с бубном и с барабанам и с какой-то матерью. И вот решил поставить точку и установить дополнительный генератор. Сказано — сделано.
Долго мониторил информация, читал схемы и характеристики и вот наткнулся на инфу, что на наш двиг очень неплохо ставится генератор от тииды под ТНВД. Там даже специальное крепление есть и ничего особо колхозить не надо. Решили с другом приобрести парочку и поэкспериментировать. Основная проблема была срастить схемы так, чтобы от второго генератора вся электрическая часть машины работала бы так же, как и от родного.
В процессе экспериментов один генератор даже спалили:). Но все получилось и генератор благополучно был установлен и подключен.

Установка генератора

Как видно на фото, генератор устанавливается в штатные крепления через простаки на два длинных болта. Болты должны быть длиной 100 мм с резьбой М8.

Изначально шкив брался с КЗ-товскго генератора. В дальнейшем он был заменён на другой, изготовленного токарем по моим чертежам. Причины такой замены будут освещены ниже.

Вид на установленный генератор сверху сон стороны воздушного фильтра

Для нормальной работы была разработана отдельная система возбуждения генератора. Так как второй генератор ни как не завязывался на систему сигнализации машины, то для его контроля работы была разработана отдельная схема, которая с позволяла судить о его неисправности с помощью двух светодиодов. Аналогичную схему я применил и для контроля работы второго генератора, причины такого решения будут озвучены ниже.

Световая сигнализация работы двух генераторов.

При работе двух генераторов возник закономерный вопрос, если есть адекватная сигнализация работы каждого генератора, то зачем нужна общая? Это лампочка заряда на панели приборов. Понятно, что с панели её проблемно убрать. Ещё одна особенности системы зарядки на бигах, это знаменитое СИНЕЕ реле или реле заряда в блоке реле под капотом. Назначение этого реле это сигнализация наличие/отсутствие заряда (та самая лампочка) и, в случае выхода из строя генератора, отключить «тяжелых» или энергоёмких потребителей, это кондиционирование, вентиляция, отопление и т/п.
При наличие двух генераторов и отдельной сигнализации на каждый из них нужность этой функции попадает под вопрос. Т/е возникает обоснованное сомнение в нужности СИНЕГО реле. Единственное для чего оно может понадобиться, это получении сигнала о запуска двигателя для сигнализации. Это проблему удалось решить очень просто установкой двух диодов. В итоге с помощью небольших переделок необходимость в этом реле полностью отпадает, а ведь цена этой релюхи не менее 1000р для б/у. В общем все эти соображения мы применили на бигхорне друга и оказались полностью правы! Схема работает, причем работает прекрасно!

Выше я писал, что первоначально на генератор был установлен шкив с КЗ-товскго генератора. Что из этого вышло и xто привело к замене шкива писано ниже.

Ехал как-то после работы с семей за город. Точнее вез своих родных отдохнуть пару дней в домике у моря и при проезде моста через залив услышал барабанную дробь под капотом. Надо сказать, что скорость в этот момент была немного за 90км/час. Машина в потоке, все идут с приличной скоростью, остановиться, значит устроить нехилую пробку с риском получить неплохую аварию от зазевавшегося водителя. В добавок ко всему начала расти температура двигателя. В общем плавно снижаю скорость и тяну до конца моста, там есть нормальная обочина.
С помощью бубна и какой-то матери дотянул, перегрева вроде нет из под капота валит пар и стоит вонь антифриза. Жесть.
Заглушил двигатель, открываю капот и наблюдаю такую картину. Один из ремней генератора лопнул и буквально размолотил утеплитель капота.

Подкапотный утеплитель

и расхреначил нижний патрубок с радиатора охлаждения.

Нижний патрубок

Вот в таких случаях понимаешь всю истину пословицы “Не имей сто рублей, а имей сто друзей!”

Созвонился с друзьями, скинул сообщение в нашу группу. Менее чем за час привезли антифриз, патрубок, ремни. Все заменил, залил антифриз. Мотор в порядке. Еду дальше, а в голове прокручиваю разные варианты почему лопнули ремни? Ведь все пару месяцев прошло.

Как только вернулся в город начал внимательно рассматривать старые ремни. Обнаружил интересную вещь. Ремни просто расслоились. Сначала грешил на плохие ремни, но примерно через пару недель обратил внимание, что вновь установленные тоже начали проявлять признаки расслоения. Более пристальное изучение проблемы привело к выводу, что во всем виноват шкив КЗ-кого генератора.

На приведенных выше фото это отлично видно.

Решение этой проблемы вылилось в создании чертежей новых шкивов для установки генератора как под ТНВД, так и вместо компрессора.

В дальнейшем было принято решение перенести генератор с низу на место компрессора, о чём написано далее.