Как я приручал электричество в машине. Мои мысли и размышления.

На написание этой статьи меня подвигли комментарии в последней моей записи на drive2. В принципе я давно уже задумывался о том, чтобы как говорится собрать все думки в кучу и излить все это, как раньше говорили, на бумаге, ну или как сейчас, в электронном виде. В общем после мучительной победы над ленью решился! Хочу сразу ответить возможным оппонентам, я не пророк и не мессия в последней инстанции — это только мои мысли на основе моего опыта и анализа ошибок и экстренных ситуаций. И так точкой отсчета можно считать мой первый опыт работы с лебедкой на моем первом внедорожнике. Я тогда еще не задумывался о всех прелестях заклинавших лебедках и соответственно перегрева проводов и прочих неприятностях. Но так как по профессии я инженер-электрик еще советской школы и еще тогда в меня накрепко вбили, что фазный или горячий провод если не используется то должен быть всегда отключен и иметь «видимый разрыв», то соответственно плюсовой провод я всегда держал отключенным. И вот как только постоянное рукоблудие с ключами для подключения лебедки меня окончательно достали я задумался, как сделать так, чтобы максимально просто и быстро её подключить/отключить. Вот тогда я обратил внимание на сварочный разъем, которым пользовались сварщики у меня на работе. Решение оказалось простым и очень эффективным. Так с этим разъемом мой первый Биг и уехал к новому хозяину.
Разъем конечно хорошо, но для его включения всё же приходится нырять под капот, что в экстренных случаях не очень хорошо. Да и ЕЁ величество лень ни кто не отменял. А как известно лень двигает прогресс. Поэтому и хотелось как то это автоматизировать, но не в ущерб надежности, а то лень ленью, но ведь и паранойю тоже ни кто не отменял. В общем начал довольно активно искать решение поставленной задачи и как то на просторах интернета наткнулся на поляризованное реле Gruner 750H. Долго думал ставить или нет. Информации по нему как положительно, так и отрицательной много. Поэтому полез в первоисточник на сайт производителя. Номинальный ток оказался 250А, а не 300А как многие утверждали. Максимальный ток лебедки с 6-ти сильным мотором более 500А что заставило меня сильно задуматься о его применимости к моим требованиям. И вот на каком-то форуме случайно наткнулся на краткую информацию по применению вертолетных реле. Стал активно искать, что за зверь и оказалось это то что мне нужно. Почитать о них можно здесь. Для наглядности составил табличку куда свел параметры двух реле, что бы были понятны причины моего выбора.

Сравнительная таблица

В таблице указан номинальный ток в 300А на Gruner 750H, хотя на самом деле он меньше. В общем решение было принято и реализовано 🙂
Ну и еще один момент, на который мало кто обращает внимание, но для меня он является решающим. Для отключения Gruner-а нужно подать 12в на другую пару контактов. Иными словами в экстренном случае Gruner невозможно отключить просто вырвав разъем цепи управления реле. И если потребуется срочно отключить силовую цепь лебедки под капотом, то придется срывать клемму с АКБ. И если провода например начали плавиться, то ожог неизбежен. В ТКС просто отсоединив разъем с проводами управления цепь будет разорвана. Вышесказанное касается не только Gruner, но всех поляризованных реле — это их конструктивная особенность. Именно поэтому поляризованные реле в Росси не рекомендуется применять в цепях защиты и аварийной автоматики.

Схема подключения лебедки

В процессе эксплуатации все управление лебедкой было вынесено в салон, ибо радиопульт конечно хорошо, но до тех пор, пока не попробуешь управление из салона. Кстати у радиоуправления есть один недостаток, про который почему-то не особо упоминают — это инерционность в выполнении команд с радиопульта. В общем в подходе к подключению лебедки и АКБ определился, как это реализовано, можно посмотреть в блоге о моём внедорожнике.
В процессе эксплуатации машины проявилось несколько неприятных моментов. У меня установлены мосты от TLC 80 с принудительными блокировками. Родной привод блокировок электрический. И вот после одной помывки обнаружился неприятный момент, кнопки блокировок оказались нажатыми и блокировка сработала. Обнаружил я это не сразу, хорошо, что никаких неприятных последствия не произошло. Но если это случилось раз, то случится и во второй и в третий и не всегда без последствий, поэтому решение однозначное, кнопки надо заменить на такие, чтобы исключить их случайное включение. Сказано, сделано! В дальнейшем сами электроприводы вышли из строя, сгорели моторчики, а значит опять модернизация, улучшение, переделка. Кстати в процессе работы была кардинально изменена схема управления компрессором и блокировками

Схема подключения ДХО и блокировок

Ну ни как не укладывается у меня в голове, почему я не могу включить блокировки, если компрессор отключен, хотя давление в системе есть, и с какого перепугу кто-то за меня будет решать что сначала нужно включить заднюю блокировку, и только потом переднюю. В общем однозначно в переделку под мои собственные требования! Сейчас все работает как мне надо.
Пришло время вплотную заняться светом. На Бигах он мягко говоря не очень, ну и никто не отменял истину, что света много не бывает.
Все началось с замены противотуманок на светодиодные фары. Опыт оказался удачным. Фары оказались просто офигенные, до сих пор балдею. Единственный недостаток, очень сильно слепят встречный транспорт, поэтому пользуюсь ими осторожно. Но как всегда чего-то не хватает :). Фары дальнего света с углом рассеивания менее 10 град, поэтому едешь как в световом туннеле. Нужен обязательно еще рабочий свет с бОльшим углом рассеивания. Так же при езде по лесу и пересеченной местности нужен свет не только впереди машины, но и по всему периметру. Лучшее место установки их это конечно багажник. А так как фар становится больше, то управление ими усложняется. Так я пришел к мысли о потолочной консоле. Сами фары установил между крышей и багажником. Так убивается несколько зайцев:
1. Сами фары оказались менее подвержены всяким негативным воздействиям от прыгающих наглых веток с деревьев и прочего.
2. Экономится место на багажнике.
3. Уменьшается или почти полностью исчезает паразитная засветка капота, что гораздо меньше утомляет глаза при ночной езде, а значит меньше устаешь.
Как только примерные требования к свету сформировались, началось более детальное обдумывание всего проекта. Имея негативный опыт работы наших мойщиков решил сразу применить кнопки, исключающие их случайное включение, но в то же время они не должны торчать, чтобы не «ловить» их головой. Кнопки должны обязательно иметь подсветку. Помимо подсветки должна быть индикация включения нагрузки. Сама схема управления должна предусматривать два варианта использования дополнительных фар (помимо того, что фары включаются отдельными кнопками). Первый вариант, или основной, фары можно включить только тогда, когда заведен двигатель. Но возникают ситуации, когда нужен свет, но при заглушенном двигателе. Для этого предусмотрена отдельная кнопочка, которая и меняет режимы. Цвет подсветки должен отличаться в зависимости от назначения. У меня кнопка для переключения режимов имеет оранжевую подсветку, а остальные — зеленую. Соответственно и индикация включения. Сама схема управления собрана в потолочной консоле, а реле для включения самих фар вынесены в отдельный блок и установлены под багажником.
(в дальнейшем в процессе эксплуатации реле были перенесены в консоль). Как только были получены все комплектующие, началась сборка консоли, монтаж в салоне и установка фар на багажник. Использовать консоль только для управления светом не рационально, поэтому были дополнительно установлены два вольтметра, предусмотрено место под вторую рацию (первая установлена на торпеде)В консоле также предусмотрены места еще под шесть кнопок, а также установлены USB разъемы для зарядки всяких гаджетов.
В Китае на али были заказаны ещё пять светодиодных фар для дополнительного освещения периметра вокруг машины. Все пять фар 18-ти ватные, но разной конфигурации. Две вот такие с углом рассеивания 30 гр, для установки на багажник возле основного бара, и три вот такие для установки по бокам и с тыла. Уже после установки при настройке фар выяснилось, что на зад нужно две фары. Придется еще одну заказать :). Сразу отвечу на вопрос, почему фары именно такой мощности. Все зависит от мощности генератора, а также использования. Стандартный генератор на Биге выдает 80А. Мощность всех установленных фар составит: на багажнике 5×18+120=210Вт, головной свет на бампере 2×55+2×60+2×36=302Вт. Всего, если включить весь свет получим 512Вт или 43А, это больше половины того, что может выдать генератор. А ведь есть еще и другие потребители. И когда горелюбители мощного света сетуют на плохую зарядку, они даже не задумываются, может это не зарядка виновата, может это у них что-то с головой и своим эго не в порядке? Даже в моем случае одновременное использование всего света может не очень хорошо кончится. Ну и ни кто не отменял подход с позиции здравого смысла. Например зачем мощный боковой свет? В лесу он даже мешает своей отражёнкой. А вот заполняющий или рабочий очень даже помогает.
В общем пора закруглятся. Надеюсь я достаточно понятно выразил свои мысли и свой подход к электрике в автомобиле. И все же подведем некоторый промежуточный итог:
1. При подключении лебедки надо обязательно учитывать максимальный ток нагрузки, и исходя из этого расчитывать номинальный ток работы силовых элементов, который должен быть равен или больше максимального тока нагрузки.
2. Быстрота и удобство, а также БЕЗОПАСНОСТЬ отключения лебедки в экстренных ситуациях.
3. Кнопки для коммутации критичного оборудования должны исключать несанкционированное включение (вспомним ретивых мойщиков).
4. Схема подключения оборудования должна исключать возможность несанкционированного разряда АКБ (заглушил двигатель — все погасло).
5. Истина «cвета не бывает много» не всегда верна, все хорошо в меру. Несоблюдение чревато разрядом АКБ в «0» и походом за трактором.
6. К любому проекту надо подходить с позиции здравого смысла.
Я понимаю, что у многих возникнут вопросы или даже неприятие моего подхода, повторюсь, это мое мнение. Оно не является истинной последней инстанции. Я готов более подробно объяснить, почему я что то сделал именно так а не иначе. Не все сделанное мне нравится, что то будет возможно переделываться, может наоборот приживется. В общем спрашивайте, возможно и отвечу :).